воскресенье, 8 июня 2014 г.

Симург в профиль и легенды о нем + две детальки семплера

Сегодня День Святой Троицы!
Сегодня храмы и дома украшены веточками березы и цветами. А завтра, в понедельник - Духов День, начнется неделя Всех Святых - Всесвятская неделя.
С праздником!
А мой Симург обрел лицо. Вернее - профиль
Кстати, схема Симурга (автор Вадим Ремизов) здесь:http://magazindizaina4.blogspot.ru/#!/~/product/category=0&id=36798105

Запутана история этимологии имени этого мифического существа.. В Повести временных лет он назван Сэмарглом. В более поздних упоминаниях - Семургл, а иранский Симург произошел от Сэнмурва - полусобаки-полуптицы, охраняющей Древо Жизни со всеми семенами. И это всегда бог или полубог, функции и назначение которого до сих пор не очень ясны. На Руси Семургл изображался в окружении растительного орнамента как хранитель побегов и зелени. 
И в виде птицы-собаки, и грифона, и крылатого пса - он присутствует на браслетах, подвесках и даже на воротах храмов (в Суздале, например). А в моем блоге - как яркая и нарядная птица-удача.  Позднее , по мнению некоторых исследователей (и по мнению любителей Фейсбука), он мог иногда называться на Руси Переплутом.... В одной социальной сети мне даже написали, что кто-то все перепутал(то ли я, то ли все  славяне сразу - ох уж этот Гугл-переводчик) и не было на Руси никогда никакого Симурга, не летал он в наши края... Я не претендую на исторические исследования, я просто рассказываю....А как же тогда это? :
Незадолго до принятия Русью христианства князь Владимир создал пантеон славянских богов, включив в него Симаргла. Напомню, что было это в 10 веке, после захвата князем Владимиром великокняжеского престола, когда в Киеве были установлены идолы шести важнейших божеств:
"И нача къняжити Володимеръ въ Кыевѣ единъ, и постави кумиры на хълмѣ вънѣ двора теремьнаго, Перуна древяна, а главу его сьребряну, а усъ златъ, и Хърса и Дажьбога и Стрибога и Сѣмарьгла и Мокошь" (И начал княжить Владимир в Киеве один и поставил кумиров на холме вне двора крепостного(терем): деревянного Перуна с серебряной головой и золотыми усами, и Хорса, и Дажьбога, и Стриборга, и Симаргла, и Мокошь). 
А Переплута-то и не было!!!
 Кстати, интересен еще и бог Стрибог, о котором  позже, в конце 12 века, упоминается в пантеоне "Слова о полку Игоревом" : там ветры называются внуками Стрибога :Се вѣтри, Стрибожи внуци, вѣють съ моря стрѣлами на храбрыи плъкы Игоревы!" (эти ветры, Стребожьи внуки, веют с моря стрелами на храбрые полки Игоревы!). Но и в "Слове..." нет упоминания о Переплуте, как о божестве славян, дорогой комментатор из Фейсбука! Переплут ведь от слова "плутать" или "переплыть", что имеет отношение к мореплаванию, но никак не к божеству Симарг (Симург), покровителю семян и корней, как основы Жизни. 
Поэтому, если хотите, уважаемые читатели моего блога, написать еще комменты о том, где и кого Переплут попутал, пожалуйста, пишите их там, где читаете, то есть ТУТ, а не на сторонних ресурсах... Исключительно для удобства всех читателей блога. А вот конструктивная критика самих дизайнов приветствуется на любой площадке моих публикаций.
 Удалось найти в сети часть персидского бестиария, одного из 10 величайших сохранившихся персидских рукописей, миниатюра из которого легла в основу дизайна Симурга: 
http://www.themorgan.org/collections/works/islamic/thumbs.asp. Но самого Симурга там нет...
И до легенды о Симурге очередь так и не дошла....Как и до хвоста в моем Симурге...
Обещаю рассказать об этом вместе с показом роскошного симурговского хвоста, "затмевающего собой красоту павлина и сверкающего столь ярко", что однажды, обронив перо, пролетая над Китаем, Симург пристрастил всех жители Китая к живописи (поэма"Язык птиц") .... И обещаю не нарушать это обещание.
А вот это нарушаю:
...нарушаю данное самой себе слово не публиковать этапы многострадального семплера...нарушаю в количестве двух эпизодов. 
Ну нет пока ответа из музея, нет разъяснений , что можно и чего нельзя, с точки зрения хранителя оригинала...
А презумпция невиновности - есть. Пока. У меня. Итак, полностью закончен очередной ряд и вот как это выглядит сегодня:
Интересно, что некоторые исследователи семплеров считают, что этот вид вышивки следует приравнять к народному творчеству в связи с тем,  что выполняли их, в основном, маленькие девочки под руководством более опытных мастеров и за основу брались мотивы, уже бытовавшие в те времена и в тех местностях, где они проживали. Ведь в основу создания таких практических учебных вышивок, как семплеры , закладывались идеи воспитания с целью демонстрации семплеров как результата мастерства девочек, что служило весомым аргументом для замужества, и как сохранение мотивов для последующего их использования в быту: одежда, полотенце, постельное белье и т.п. За исключением, конечно, семплеров, созданных в честь или в память событий : рождение, свадьба, потеря близких, или, как признание любви к Богу...
Семплер  Barbara Beiler , как мне кажется, образец именно такого народного сборника мотивов:
Первый мотив напоминает мне ветряную мельницу. А второй мне очень нравится: он как чертеж урока геометрии...Что это: гвоздика, чертополох , роза или еще одна мельница? 
Уважаемые исследователи истории пробоотборников, может, Вы знаете? 
Схемы : 
И еще раз с праздником Троицына Дня! 
Будьте счастливы, терпимы и доброжелательны друг к другу! Ах, если бы нам , как апостолам, была дарована возможность говорить на всех языках и понимать друг друга!